Классицизм

Классицизм

КЛАССИЦИ́ЗМ — периоды в истории к-ры Европы, Америки и России, когда идеальными становятся худож. формы античного иск-ва, а деяния исторических и мифологических персонажей древности выбираются в качестве сюжета худож. произведений и становятся образцом для подражания.

К. в целом не является содержательным стилем, но системой форм, в к-рых могут воплощаться самые разные мировоззренческие системы, имеющие, тем не менее, много общих черт. Во 2-й пол. 17 в. и с сер. 18 до нач. 19 в. К. был стилем эпохи. К. во многом определил культ. и науч. жизнь Европы и проявился в разных ее сферах — философии, естеств. науках, архитектуре, изобр. иск-вах, музыке, лит-ре и т. д.

Мир К. состоит из абсолютных реальностей и отношений, строится на разумных и потому вечных началах. Его субстанциональные основы постоянны, исторически неизменны, но проявления их в обычной жизни искажены хаотическими случайностями. Переживание историч. времени в эпоху К. еще не сформировалось, история воспринималась как цепь событий с неизменной точкой отсчета. Гл. орудием раскрытия Истины, освобождения ее от хаоса, и тем самым познания законов мира и жизни К. полагал разум, ибо он есть основа самого мироздания. Отсюда представление об универсальном языке культуры, адекватном законам мироздания, лежащем в основе всех механизмов познания.

В теории искусства К. кажется парадоксом идея "подражания природе" (мимесис). Но коль скоро основы природы неизменны, то подражание ей есть очищение от случайностей и задача иск-ва — стереть искажения, обнаружив непреходящие эл-ты мироздания, глубинную сущность природы — ее вечные законы и основы, для к-рых не существует исторической изменяемости. Изменяемое, динамичное и нехарактерное — лишь видимость, нарушающая предустановленную гармонию мироздания, и естественно, что фиксация их иск-вом отвергалась. Поэтому, в частности, для К. не существует национальных истоков, которые могли восприниматься только как искажение всеобщих, вненациональных и вневременных основ. В этическом плане разумные и вечные основы выступают в К. как образцовые, к-рым человек должен подражать.

Задача иск-ва — остановить время, освободить вечность. Фиксированная временна́я точка зрения (с неподвижным временем) соотносилась с античностью не как с эпохой начала исторического времени, а как с системой прекрасно организованного мира. Классическая древность выступала как явленный, воплощенный в реальности мир универсалий, вечных идей.

Характерными признаками К. являются: простота формы, пропорциональность, симметрия, ордерное оформление архитектурных сооружений, а также пондерация, т. е. сбалансированность, равновесие сил, действующих внутри художественной системы, — архитектурной, пластической или многофигурной композиции, драматического или поэтического текста, — образованной самостоятельными элементами; ясность архитектоники, в живописи — преобладание линии над цветом.

Поскольку законом бытия и одновременно орудием раскрытия истины для К. был прежде всего Разум, в иск-ве К. идея часто преобладает над чувств. образом и произведения отличаются определ. рационализмом. Рационализм особенно явствен в стиле К., к-рый во всех видах и родах иск-ва требовал ясности, простоты и четкости, соразмерности всех стилистич. элементов, что было необходимым условием верного постижения сущности изображаемого. Поэтому К. необходимо связан с орг-цией Академий, отбиравших и систематизировавших средства худож. языков.

Принципы К. были сформулированы во Франции в сер. 17 в. Наиболее отчетливо они выражены в литературе — в "Поэтическом искусстве" Н. Буало — сочинении, определившем лит. развитие Европы в течение последующего столетия. В архитектуре и садово-парковом иск-ве воплощением раннего К. стали созданные А. Ленотром и Ж. Ардуэн-Мансаром ансамбли Версаля, в живописи вершинами К. явились произведения К. Лоррена, Н. Пуссена, Ш. Лебрена.

К. был основой худож. мировоззрения Франции 17 в., классические традиции в архитектуре с эпохи Возрождения не прерывались также в Англии и Голландии, сочетаясь с воздействием барокко. В др. странах в это время господствовало барокко. В 18 в. Франция пережила период рококо, сменившийся неоклассицизмом, во многом следовавшим — особенно в литературе — заветам 17 в.

Развитие К. в литературе, изобразительных и др. иск-вах было неравномерным и непараллельным.

Рождение в сер. 18 в. археологии, раскопки терм Рима, открытие и раскопки Геркуланума дали новый импульс культу классической древности. Девизом К. 18 в. стало требование И. Винкельмана: "Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, — это подражание древним". К. 18 — нач. 19 в. содержательно был связан с идеями Просвещения и равенства, так, в архитектуре он отвечал задачам строить не только жилые дома и храмы, но — школы, театры, музеи, больницы, казармы.

Худож. формы К. пережили рационализм, в них в осн. укладывается и сентиментализм (в архитектуре и живописи существовавший в классич. формах). Традиции К. долго сосуществовали с романтизмом. При этом в формах К. 18 в. одинаково нашли свое воплощение идеи философского просвещенного абсолютизма в России и Пруссии, "Декларации Независимости" в США, имперских претензий Наполеона I — во Франции.

Становление принципов К. в музыке совпадает в России с эпохой реформ Петра I. Возникают новые формы организации муз. жизни — "ассамблеи", придворный оперный театр, новые жанры — канты, городские, солдатские песни и т. п. В посл. четв. 18 в., в екатерининскую эпоху, рождается национальная русская опера, герои к-рой — самодостаточные личности "третьего сословия" (оперы "Мельник — колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова и М. Соколовского, "Ямщики на подставе" В. Пашкевича и др.) либо мифологические персонажи ("Орфей" Е. Фомина).

В сфере рус. инструментальной музыки кон. 18 в. (И. Хандошкин, Д. Бортнянский, М. Березовский) преломляются черты европейского муз. К., в частности, венской школы (Гайдн, Моцарт) с ее приверженностью к строгой соразмерности конструкции, к ясности мелодики и гармонии, к доминированию сонатной формы, претворяющей диалектический принцип развития. Черты К. в музыке обнаружились позднее, нежели в отеч. лит-ре, поэтому здесь они сопрягаются с эл-тами сентиментализма и раннего романтизма, проявившимися в музыке одновременно с литературными, но значительно раньше, чем в архитектуре: М. Глинка, живший в эпоху архитектурного К., писал уже вполне романтические произведения.

Предысторию К. в лит-ре иногда относят к петровской эпохе (Феофан Прокопович), однако больше оснований относить его зарождение к 1730-м гг., когда в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, а позднее М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова (1740-е гг.) он складывается как законченная система. Однако важнейшей чертой рус. К. является его близость к барокко и рококо, что приводило к соединению в творчестве ряда литераторов (Тредиаковского, Ломоносова) черт обоих стилей: соблюдая классич. правила, эти поэты создавали тексты, мировоззрением лежащие вне К. Такой синтез был обусловлен своеобразием культурного пути России, не знавшей Ренессанса, следствием чего было опред. совпадение конечных целей барокко и К. — построить секуляризиров. культуру европ. типа, сориентиров. на античность. Рус. лит. К. предложил три пути приближения к античному идеалу. Первый реализовался в творчестве В. К. Тредиаковского, буквально следовавшего за античными авторами, что приводило к латинизации поэтич. языка, детализиров. стиля, метрич. поискам, завершившимся созданием гекзаметра. Не встретившие сочувствия современников идеи Тредиаковского нашли развитие в кон. 18 — нач. 19 в., в частности у писателей, связ. со стилем ампир (Н. И. Гнедич, В. А. Озеров). Второй путь приобщения к античному иск-ву предложил М. В. Ломоносов, по мнению к-рого необходимо воссоздать не букву, а дух античности, состоящий в величеств. гармонии. Третья возможность связана с деятельностью А. П. Сумарокова, считавшего необходимым подражать тем правилам, коим следовали антич. писатели. В их формулировке он во многом опирался на "Поэтическое искусство" Н. Буало. Различие в понимании возможностей повторения античности приводило к ожесточ. полемике между Тредиаковским, Ломоносовым, Сумароковым и их учениками; одной из ее форм были лит. состязания. Стилистич. принципы К. способствовали систематизации и очищению рус. лит. яз., уточнению семантики слова, упрощению синтаксиса, хотя в поэтич. практике эти принципы не всегда соблюдались (напр., у В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, В. П. Петрова). Тематико-проблемное содержание лит-ры рус. К. многообразно. Стремясь к раскрытию абс. идеальных качеств человека, К. тщательно исследовал страсти, существующие в душе, и их борьбу друг с другом. Большое внимание уделялось конфликту общего с частным; при этом, как правило, отстаивается примат общего, как более адекватно выражающего абсолютное начало, над частным (трагедии, оды М. В. Ломоносова и др. явления). В то же время К. утверждал идеи чести и благородства отд. человека (А. П. Сумароков и его школа). Большое место в нем занимало связ. с этим идейным комплексом горацианство, а также анакреонтика.

Жанровая система К. обусловлена также механизмами познания. Рационалистич. философия считала лучшим способом познания мира его членение на возможно более простые эл-ты; механич. сумма таких по отдельности понятых эл-тов и составляет общую картину действительности. В соотв. с этим каждый жанр был направлен на худож. осознание и воспроизведение к.-л. одной стороны жизни. Естественно, что разнонаправленность жанра теория К. отвергала (хотя на практике она могла возникнуть). Цельное восприятие мира должен давать не один жанр, а вся жанровая система в целом. Отсюда — "жанровая экстенсивность" писателей К., разрабатывающих, как правило, разл. жанры (А. П. Сумароков, М. М. Херасков и др.). В России теория жанров К. впервые была отчетливо сформулирована А. П. Сумароковым в "Эпистоле о стихотворстве" (1748).

Между "низким" и "высоким" располагались ср. жанры (идиллия, эклога, элегия и др.), также во многом связан. с идеальным содержанием, но раскрывающие его в более естеств. и негероич. (по сравнению с "высокими" жанрами) ситуациях, часто связ. с любовной тематикой.

Наиб. "чистый" вид К. приобрел у Сумарокова и его последователей (М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина, В. И. Майкова), к-рые способствовали утверждению в стихотворной культуре лирич. жанров и трагедии, связанных с изображением психол. состояний человеч. души. С 1760-х гг. К. начинает испытывать давление новых форм (в частности, жанра "слезной" комедии), к-рое приводит к постепенной утрате однонаправленности жанра ("Недоросль" Д. И. Фонвизина, оды Г. Р. Державина). В худож. мир К. входит оссианизм (Державин, Озеров), другие преромантич. тенденции (В. В. Капнист). Потеряв господств. положение в лит. процессе кон. 18 — нач. 19 в., К. продолжал существовать, в частности обнаруживаясь в поэзии декабристов. Стилистич. принципы К. повлияли на творчество целого ряда поэтов 19—20 вв. (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич и др.).

В отличие от литературы, где классические идеи не были достойно воплощены из-за неразработанности рус. яз. того времени (и, в силу разрыва с яз. 19 в., тексты этой эпохи вышли из круга чтения), — в архитектуре, где рус. зодчие опирались на классические труды теоретиков прошлого, К. достиг совершенства. Архитектура рус. К. является высшим достижением этого стиля в архитектуре и первым несомненным вкладом послепетровской России в мировую культуру.

В России с теориями К. впервые познакомились в петровское время, а первые постройки появились в сер. 18 в. В это время в Европе К. уже был разработан и осознан, и синхронный русскому К. стиль в Европе называют неоклассицизмом.

В России К. был основой худож. мировоззрения в 1760—1830-е гг. Смена барокко К. произошла постепенно, на протяжении двух десятилетий, и в соответствии с личными вкусами имп. Екатерины II. У истоков К. в России стояла Академия художеств и ее первый руководитель Ж.-Б. Баллен-Деламот. Уже первые выпускники Академии В. И. Баженов и И. Е. Старов, вернувшиеся из пансионерской поездки в Италию и Францию, проявили себя именно как мастера классической архитектуры. Огромно значение И. Старова, строителя Таврического дворца, как родоначальника всего классического усадебного зодчества в России. В кон. 18 — нач. 19 в. работы М. Ф. Казакова оказывают огромное влияние на формирование классического облика Москвы, так же как дворцы и общественные здания Дж. Кваренги станут эталоном для последующих строителей Петербурга.

В это же время разрабатываются проекты застройки провинциальных городов, типовые проекты общественных зданий, гос. учреждений, казарм и даже частных жилых домов. Поэтому центры многих провинциальных городов России до сих пор сохранили классич. облик.

Если постройки в формах К. в екатерининскую эпоху имели отчетливо "палладианский" характер, т. е. основывались на ренессансных переработках римских и греческих образцов (характерным примером явл. творчество Ч. Камерона), то в дальнейшем, под влиянием французского арх. Ш. Н. Леду, — Н. А. Львов, А. Д. Захаров, Д. И. Жилярди и Ж. Тома де Томон разработали направление рус. К., наз. "Александровский ампир". После войны с Наполеоном работы над созданием крупномасштабных классицистич. сооружений были продолжены В. П. Стасовым и К. И. Росси. Именно в эту эпоху городские площади приобретают характер "римского форума": формируются, как архитектурные ансамбли. Огромная роль в этом на первом этапе принадлежит Ю. М. Фельтену, затем А. Д. Захарову, К. И. Росси.

Рус. живопись эпохи К. имела подражательно-академич. характер, за исключением жанра портрета, где В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий и др. создали галерею образов, проникнутых духом сентиментализма. Рус. скульптура, развивавшаяся в тесной связи с архитектурой, дала замечательные образцы монументальных произведений, портретов и фарфоровой пластики (Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Н. С. Пименов и многие др.).

В 1840-х гг. идеи и формы К. уходят на второй план, уступая место историзму, хотя отдельные здания строят в ордерном неоренессансе или помпейском стилях, основанных на классич. традициях.

На последнем этапе рус. модерна происходит возвращение К. — неоклассицизм. К. в эту эпоху воспринимается как золотой век национальной культуры не только в архитектуре и изобразительных иск-вах: подражание классич. образцам является основополагающей идеей и поэзии акмеистов. Но в архитектуре нач. 20 в. изменяются, перерабатываются классич. пропорции, усиливаются акценты (многослойные растянутые колоннады; узкие, вытянутые вверх фасады, мощные горельефы); симметрия заменяется подчеркнутой, характерной для модерна, асимметрией; применяются невозможные для К. материалы и расцветки, изменяется фактура; в рядовой застройке применяется гигантский ордер. Наряду с архитектурными прототипами классической Греции и Рима используется архаический декор.

Жизненность К. позволяет нек-рым исследователям (Э. Курциус, Д. Чижевский, В. Жирмунский) видеть в нем внеисторич. тип творчества, существующий в разные эпохи (от античности до 20 в.) и, несмотря на определенные модификации, сохраняющий внутр. единство. В то же время, питаясь худож. идеалами прошлого, К. постоянно балансирует на грани подражательности, канонизации и сухости формы, переводящих классицистич. произв. в сугубо академические.

В 20 в. формы К. стали идейными спутниками тоталитарных обществ. Синхронно в Италии в эпоху Муссолини, в гитлеровской Германии и сталинской России в основу всех искусств были положены классические формы.

Классицизм. Владимир и Рогнеда. Худ. А. П. Лосенко. 1770

Классицизм. Владимир и Рогнеда. Худ. А. П. Лосенко. 1770

Классицизм. План дома в стиле классицизма. Чертеж из альбома М. Казакова. 1801

Классицизм. План дома в стиле классицизма. Чертеж из альбома М. Казакова. 1801

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Классицизм" в других словарях:

  • Классицизм —         художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед… …   Художественная энциклопедия

  • Классицизм — лит ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с… …   Литературная энциклопедия

  • КЛАССИЦИЗМ — (ново лат.). 1) литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. 2) система обучения, в основание которой положено изучение языка и литературы древних греков и римлян. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КЛАССИЦИЗМ — [аси], классицизма, мн. нет, муж. (нем. Klassizismus) (книжн.). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70 х и 80 х годах 19 в. в русской школе царил классицизм. 2. Направление в… …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к… …   Философская энциклопедия

  • Классицизм — Классицизм. Ж.А. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762 64. КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • классицизм — а, м. classicisme m., > нем. Klassizismus. 1. Направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., основанное на подражании античным образцам и связанное с системой строгих правил в воспроизведении действительности. БАС 1. Мне скажут: да вы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Классицизм —  Классицизм  ♦ Classicisme    Эстетика классического искусства и его сторонников. Для классицизма характерно следование определенному идеалу порядка и ясности, но также и идеалу единства, рационализма, равновесия, дисциплины, гармонии, простоты и …   Философский словарь Спонвиля

  • Классицизм —       (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в архитектуре и изобразит, искусстве 17 начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к идеальному образцу. В целом в русском искусстве К. распространился во 2 й половине XVIII 1 й …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Классицизм — (лат. classicus – первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»